В 2021 году российский экспорт продукции АПК составил 37,1 млрд долл. США, что на 21% больше показателя 2020 года. Таким образом, агроэкспорт обновил достигнутый в 2020 году рекорд. В течение года Россия поставила на внешние рынки более 71 млн тонн продовольствия и сельхозсырья.
Рост продемонстрировали все основные группы продовольственных товаров. Стоимостной объем экспорта продукции зерновой отрасли увеличился на 12%, масложировой отрасли – на 48%, рыбы и морепродуктов – на 25%, мясной продукции – на 32%, молочной – на 30%, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности – на 15%, прочей продукции – на 12%.
В прошлом году импортерами продукции АПК из России стали более 160 стран. На первое место среди государств – крупнейших покупателей вышла Турция, увеличившая закупки на 38% до 4,3 млрд долл. Китай опустился на вторую позицию, сократив импорт российской агропродукции на 12% до 3,6 млрд долл. Также в топ-5 покупателей вошли Казахстан (2,8 млрд долл., +33%), Республика Корея (2,5 млрд долл., +41%) и Беларусь (1,8 млрд долл., +28%)
Мясная продукция
Российский экспорт мяса и субпродуктов в прошлом году впервые превысил 1 млрд долл. По итогам января-декабря на внешние рынки поставлено 533 тыс. тонн мяса, что на 2,8% выше показателя 2020, стоимостью почти 1,2 млрд долл. (+32%).
Ведущей экспортной мясной категорией остается мясо птицы, отгрузки которого выросли на 3,5% до 306 тыс. тонн в физическом выражении и на 26% до 542 млн долл. в стоимостном. Свинины отправлено за рубеж 187 тыс. тонн (-3,3%) на 390 млн долл. (+16%), говядины – 33 тыс. тонн (в 2 раза больше) на 216 млн долл. (в 2,4 раза больше).
Крупнейшим покупателем остается Китай, на который, как и в 2020 году, пришлось более трети российских поставок в мясной категории. При снижении отгрузок в КНР в физическом выражении на 5,6% до 147 тыс. тонн, в стоимостном выражении объем вырос на 27% до 401 млн долл. за счет увеличения в структуре доли говядины. В прошлом году на Китай приходилось 67% всего экспорта российского мяса КРС.
На втором месте – Вьетнам, нарастивший импорт российского мяса до 102 тыс. тонн (+40%) на сумму 188 млн долл. (+34%). Свинина составила более 90% этого объема. Третье место занимала Украина – 68 тыс. тонн (-14%) на 122 млн долл. (+13%).
Мировая торговля мясом на протяжении всего прошлого года находилась под влиянием пандемии, комментирует руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. «Она изменила структуру и объемы потребления на целом ряде рынков, повлияла и на потребительские возможности, но особенно негативно сказалась на работе логистических цепей. Экспортеры решали логистические проблемы путем построения альтернативных маршрутов и переноса определенных объемов экспортируемой продукции с контейнерных морских линий на комбинированные с железной дорогой. Еще одним фактором, влиявшим на торговлю, являлось удорожание логистических услуг в целом и периодические сбои в графиках поставок», – перечислил Юшин.
Молочная продукция
Экспорт молочной продукции в 2021 году продемонстрировал рост на 17% до 243 тыс. тонн. В денежном эквиваленте отгрузки достигли 413 млн долл., что на 30% выше аналогичного показателя 2020.
Сыров и творога отправлено на внешние рынки 35 тыс. тонн (+17%) на сумму 126 млн долл. (+31%). Поставки кисломолочных продуктов выросли на 16% до 96 млн долл. (87 тыс. тонн), мороженого – на 50% до 86 млн долл. (33 тыс. тонн), молока и сливок – на 18% до 65 млн долл. (63 тыс. тонн), молочной сыворотки – на 91% до 22 млн долл. (19 тыс. тонн), сливочного масла – на 18% до 18 млн долл. (4,4 тыс. тонн).
Топ-3 стран-импортеров молочной продукции из России в минувшем году не изменился. По данным ФТС, более трети объема отправлено в Казахстан (156 млн долл., +18%), за которым следовали Украина (61 млн долл., +36%) и Беларусь (51 млн долл., +13%). На четвертое место вышли США, увеличившие ввоз в 2,9 раза до 30 млн долл. за счет закупок мороженого.
«В 2021 году российские компании смогли в полной мере воспользоваться конъюнктурой мирового рынка, отыгрывавшего падение после локдауна. При этом Россия смогла не только значительно упрочить позиции на рынках стран СНГ, но и расширить географию и структуру экспортных поставок. Примером может служить мороженое: крупнейшим рынком для холодного лакомства в 2021 году стали США, экспорт в которые вырос в 3,5 раза до 14 тыс. тонн, а в топ-15 ключевых стран-потребителей вошли также Китай, Канада, страны ЕС и Африки. Кроме того, начиная с 2020 года ежегодно практически удваивается экспорт сухой сыворотки, наиболее перспективного в молочной категории продукта», – сказал генеральный директор ООО «Стреда Консалтинг» Алексей Груздев.