В этом году из-за неблагоприятной погоды Россия неизбежно снизит экспорт своего главного сельхозпродукта — зерна. Но к 2030 году поставки продовольствия на мировой рынок, по указу президента, должны вырасти в полтора раза по отношению к 2021 году. Эксперты уверены, что резервы увеличения экспорта есть по всем направлениям.

В новом агросезоне (начинается в июле) Россия может экспортировать 60 млн тонн зерна против 70 млн тонн в прошлом сезоне, докладывала министр сельского хозяйства Оксана Лут на последнем совещании президента с членами правительства. В прошлом сезоне в стране получен второй в истории урожай зерна, а в этом из-за весенних заморозков и летней засухи прогноз не такой оптимистичный — 147 млн тонн против 132 млн тонн соответственно.

По итогам прошлого года мы занимаем первое место в мире по экспорту пшеницы, гороха, ячменя, второе место по экспорту подсолнечного масла, рассказывала Лут на итоговой коллегии министерства. В 2024 году уже поставлено 70 млн тонн продовольствия. При этом расширяется география поставок — так, более 1 млн тонн пшеницы отгружено на новые рынки Африки и Азии.

Всего в прошлом году Россия поставила на внешние рынки более 100 млн тонн продовольствия, заработав на этом 43,5 млрд долл. А к 2030 году экспорт должен вырасти до 55 млрд долл. Глава минсельхоза говорит, что сделать это возможно за счет укрепления позиций по традиционным направлениям экспорта (зерно, масложировая продукция, рыба) и наращивания экспорта продуктов с более высокой добавленной стоимостью (мясная и молочная продукция, кондитерские изделия и другие). Ориентироваться в поставках продовольствия Россия будет на дружественные страны.

Перспективными являются рынки Южной и Юго-Восточной Азии: Пакистан, Бангладеш, Индонезия. Поставки российской пшеницы в Бангладеш в прошлом агросезоне выросли в два раза, в Индонезию — в 10 раз. А Индия — покупатель номер один нашего подсолнечного масла, в прошлом сельхозгоду поставки выросли еще на 360 тыс. тонн, до 1,6 млн тонн. В прошлом сезоне Индия открыла рынок для российского гороха, что позволило нам существенно нарастить поставки.